РОДИТЕЛЬСКИЙ ВСЕОБУЧ «РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ПОДРОСТКОВ»
В.А. Сухомлинский «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их»
Уважаемые
родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль в
их воспитании играет семья и училище, так как семья и школа – это два
социальных института, от согласованности действий, которых зависит
эффективность процесса воспитания. Чтобы вырастить полноценного
человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую
личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали, как
союзники, делясь с детьми добротой, опытом, знаниями.
Взаимоотношение
семьи и училища важны не только впервые годы пребывания ребенка в
школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению
своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем
возрасте, ведь именно в школе у ребенка появляется шанс для
самовыражения.
У школы три задачи:
воспитание, обучение, просветительство. Школа может помочь иногда при
решении многих вопросов воспитания. Но она никогда не сможет
конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в
формировании личности.
Жизнь и
наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются
ошибками семейного воспитания, главная их которых отсутствие любви и не
умение хвалить и поддерживать своих детей.
Самое главное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть
Обратимся к словам
Есть много разновидностей любви:
Любовь умиления
Любовь деспотическая
Любовь откупа
Уважаемые родители, прежде чем я раскрою смысл каждого из этих выражений хочу обратить внимание на мини-анкету на доске.
Дайте ответы на вопросы
Вернемся к недостаткам, которые встречаются в воспитании
Любовь умиления
– самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и
детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она
может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что
в человеческом общении есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему
кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями,
не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует
сердцем, что у тех кто его окружает, есть свои желания, свои
потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в
том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем,
что он просто живет на свете.
Вторая разновидность – деспотическая любовь.
Эта форма – одна из причин того что у ребенка с малых лет извращается
представление о добром начале человека и человечность в обстановке
деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянные упреков
человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей
пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю
ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренний мир, силы, желание
быть хорошим.
Уважайте детское
желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь такой же человек,
как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать
игрушкой своего произвола.
Третья разновидность – любовь откупа. Она
состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех
материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на
что-то совершено обособленное, отдаленное забором от общественных
обязанностей. Если в такой семье не один родитель не уделяет достаточно
внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества.
Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершено, не
знакомы такие чувства как ласка, сострадание, милосердие.
Какой же должна быть подлинная родительская любовь?
Каким вырастет ребенок, во многом зависит какое положение в семье.
Благополучное,
когда семья проявляет разумную заботу о ребенке с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он
уважает других;
Неблагополучное,
когда он баловень семьи, а затем нередко – деспот семьи, либо изгой и
растет как сорная трава, либо он – «квартирант»
Практическая часть
Тест.
Как
часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации,
как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от
ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши
поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети –
свидетели. А может они учатся жить у жизни.
Игра «Закончи предложение»
Если:
Ребенок постоянно критикуют, он учится …(ненавидеть)
Ребенок живет во вражде, он учится …(быть агрессивным)
Ребенок живет в упреках, он учится …(жить с чувством вины)
Ребенок растет в терпимости, но учится … (понимать других)
Ребенка хвалят, он учится …(быть благодарным)
Ребенок растет в честности, он учится …(быть справедливым)
Ребенок растет в безопасности, он учится … (верить в людей)
Ребенка поддерживают, он учится … (ценить себя)
Ребенка высмеивают, он учится …(быть замкнутым)
10. Живет в понимании и дружбе, он учится … (находить любовь в мире)
Заключение
У
нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас зависит, каким
вырастет ваш ребенок. Школа – что-то скорректирует, но мы лепим из того,
что уже замешено. Реальные поступки – вот что формирует поведение
ребенка, а не слова и нравоучения.